среда, 28 января 2015 г.

Гендерный подход в обучении и воспитании

Состояние психофизического здоровья подрастающего поколения в связи с проблемами его прогрессирующего ухудшения, особенно в нашей стране, ставит неотложные задачи по поиску новых методов его охраны. В этом свете вызывает большой интерес гендерный подход (специализированный по признаку пола) в учебной и воспитательной практике как способ возможной профилактики феномена нарастающей умственной и физической дисфункциональности, так называемой болезни цивилизации, наблюдаемой в детском населении разных возрастов.     В научной литературе констатируются различия между мальчиками и девочками в темпах и качестве интеллектуального развития, эмоциональной реактивности, мотивации деятельности и оценки достижений, в поведении. 

В настоящее время активно разрабатывается направление, связывающее особенности развития познавательной и личностной сфер мальчиков и девочек с функциональной специализацией полушарий головного мозга. Имеется мнение, что индивидуальные особенности функциональной межполушарной асимметрии базируются на генетических, врожденных, биологических факторах, заложенных еще до рождения ребенка. По данным нейрофизиологов и нейропсихологов  мозг мальчиков и мозг девочек устроены и работают по-разному. Последнее положение лежит в основе различия познавательных стратегий и путей формирования познавательных функций, темпов, способов переработки и усвоения информации, организации внимания; формах активации эмоций, формировании положительной и отрицательной оценки своих действий и их результатов, качества и типов адаптивных реакций организма и др.
На ранних этапах развития девочки в своем интеллектуальном развитии опережают мальчиков, у них лучше развит так называемый вербальный интеллект и в более раннем возрасте формируется речь. У мальчиков в этом же возрастном периоде более развиты зрительно-пространственные и математические способности, они уже в дошкольном возрасте лучше справляются с заданиями, требующими понимания пространственных соотношений. Поэтому особенно эффективный метод раздельного обучения – это с 5 по 9 классы.
   Успеваемость мальчиков:     5 кл- 100%  кач-60%,
                                                    6кл- 100%  кач-66%,
                                                    7кл- 100% кач-66%,
                                                    8кл-88,8% кач-59,2%, 
                                                    9кл-100% кач-41,3%
Винокуров Артем все экзамены 9-го класса сдавал на отлично. После 9-го класса двое мальчиков поступили в республиканский колледж при ЯГУ, 4-ро мальчиков в данный момент учатся в профессиональном  техническом  лицее.
            Если гендерный поход в обучении дает положительные стороны, то в воспитании должны быть некоторые корректировки, т.е. вся воспитательная деятельность должна планироваться на совместные действия.  Интерес мальчика к девочке не должен теряться. Мальчик должен уметь ухаживать, помочь в трудные ситуации, ощущать свою силу. Поэтому некоторую внеклассную работу мы проводили вместе.
            В целях общего интереса был организован вокальный ансамбль «Дьиэрэй», где с большим удовольствием занимались и девочки, и мальчишки. С этого ансамбля вышли многие солисты и некоторые дальше занимаются вокалом. Ансамбль заполнял тот пробел, которого упускали во время учебных мероприятий, и сплачивал, и дружил девчонок и мальчишек между собой.
            Мальчиков надо заинтересовать занятиями, где характерно преобладает именно мужское начало. Так, отцы вместе организовывали походы на природу, на рыбалку, на охоту. Занимались с техникой, учили ремонтировать мотоцикл, машину, трактор и т.д. Занятия спортом тоже дает большой эффект. Многие отцы из нашего класса – спортсмены, они прививали свои умения, навыки своим ребятам. Сейчас, почти весь класс является членом сборной команды школы по лыжам, боксу, настольному теннису, волейболу, баскетболу, легкой атлетике. В каждый год надо проводить «коммунарские сборы», хотя бы на два-три дня. Здесь мальчишки усваивают навыки самостоятельной жизни, проходят школу будущего солдата, сплачиваются в настоящую мужскую дружбу.
             Большой положительный эффект дал – социальное партнерство. Очень повезло, что класс мальчиков заключил договор с коллективом местной ветеринарной лечебницы, где преобладает мужской состав. С первых дней совместной партнерской деятельности приняли двухсторонний план. Со стороны ребят были организованы шефские выступления на мероприятиях, выпускали стенгазету, писали доклады, участвовали на конкурсе рисунков и т.д. Совместно с родителями посадили цветы, деревья. Со стороны шефов была оказана огромная помощь.  В каждые 23 февраля и под новый год организовывали праздничные утренники, спонсировали костюмы и на выездах в разные конкурсы. Но самую главную воспитательную роль имела, когда мужчины ветеринарной лечебницы брали с собой мальчишек на подледную рыбалку, на коневодческую ферму. Здесь ребята видели мужскую работу, навыки выживания на открытой природе.

            Психологи считают, что если ребенок до 13 лет усваивает навыки, умения и знания с, то с 14 лет он будет подготовлен к большой самостоятельной жизни, становится ответственным, серьезным. Эти качества мы старались развивать своим ребятам. Многие ребята видят в свое будущее с пониманием. Так, двое ребят после 9 класса поступили в РК.

Комментариев нет:

Отправить комментарий